Передача несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на попечение других лиц предполагает осуществление периодического контроля со стороны органов опеки и попечительства над этими семьями. Меры контроля включают в себя проведение периодических осмотров жилищных условий подопечных, а также проверку морально-психологического состояния ребенка. Динамику развития личности ребенка можно проследить, заявив характеристики подопечного по месту его учебы.
- Для чего нужна характеристика
- Как составляется характеристика на несовершеннолетнего в органы опеки и попечительства
- Примерный шаблон для составления характеристики
- Форма и содержание документа
- Критерии оценки личности несовершеннолетнего
- Образцы характеристик в зависимости от возраста ученика
- Начальная школа
- Средняя школа
- Старшая школа
- Особенности составления характеристики в зависимости от успеваемости и поведения школьника
- Характеристика на успешного ученика
- На отстающего ученика
- На трудного ребёнка
Для чего нужна характеристика
Характеристика несовершеннолетнего, проживающего в опекунской семье — это документ, в котором классный руководитель ребенка в произвольной форме представляет информацию о нем с места учебы. По этим годовым характеристикам можно проследить динамику развития несовершеннолетнего.
Характеристика для ребенка его классного руководителя предоставит информацию о его успеваемости, достижениях или неудачах в школьной жизни, отразит его психологическое состояние. Эта информация может быть запрошена в разных ситуациях и в разные органы:
- Для суда. Характеристика несовершеннолетнего от классного руководителя может потребоваться для:
- лишение матери или отца родительских прав;
- ограничение их в правах родителей;
- определить порядок общения ребенка с другими родственниками;
- восстановление родительской власти.
- Для комиссии по делам несовершеннолетних. Характеристика не-ребенка потребуется в случае противоправных действий с его стороны.
- Для инспектора по делам несовершеннолетних. Это потребуется при регистрации несовершеннолетнего или семьи, в которой он вырос, в журнале учета комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того, инспектор запросит это описание при принятии на себя ответственности за отдел или его опекуна (административную или уголовную).
- Для Департамента опеки и попечительства. Незначительная характеристика требуется для:
- отказ опекуна от опеки над ребенком;
- отстранение опекуна от выполнения его или ее обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего;
- изменение формы устройства ребенка (передача под опеку, на усыновление и т д.).
- Для школьного психолога. Потребуется в случае, если ребенок получил психологическую травму, не может установить контакт с одноклассниками, недавно был принят в новую семью.
Список не окончательный. На практике есть много других причин, по которым может потребоваться свидетельство классного руководителя несовершеннолетнего, и они не обязательно должны быть отрицательными.
Как составляется характеристика на несовершеннолетнего в органы опеки и попечительства
При составлении характеристик педагог должен отразить все характеристики ребенка, как положительные, так и отрицательные. Следует помнить, что многое будет зависеть от полноты информации, отраженной в функции. Характеристика ребенка часто становится основанием для принятия решения со стороны ООП, включая решение о том, правильно ли опекун выполняет свои обязанности по воспитанию подопечного.
Документ оформляется по запросу:
Важный. Другие третьи лица, в том числе родственники ребенка, находящегося под опекой, не имеют права запрашивать характеристику ребенка, а классные руководители не имеют права передавать информацию, характеризующую ребенка, третьим лицам.
Примерный шаблон для составления характеристики
Характеристика составляется по образцу шаблона:
- Персональные данные ребенка, в отношении которого обрабатывается характеристика.
- Отношение ребенка к учебе: насколько он ответственный и прилежный, прилежный или нет, активно или пассивно учится, внимателен или рассеян на уроках. Если вы усердно учитесь, нуждаетесь в постоянном наблюдении, проявляете ли вы интерес к учебе или не хотите учиться.
- Участие в классной и школьной жизни. Здесь классный руководитель должен описать характер и поведение ученика. Как добросовестно он относится к государственной должности. Насколько он восприимчив к чужому влиянию. Как он относится к требованиям учителей (с удовольствием их выполняет, игнорирует и т.д.), Как характеризуются его отношения с одноклассниками (дружеские, всегда готовые помочь или наоборот, сдержанные, агрессивные).
- Семейные отношения. Насколько они уверены в себе, доброжелательны или, наоборот, высокомерны.
Форма и содержание документа
Документ составляется письменно, при этом допускается составление характеристик от руки или в печатном виде. Акция, составленная и выполненная по всем правилам, подписывается классным руководителем и заверяется директором учебного заведения.
Что должно быть в функции
Нормативных актов по составлению характеристики несовершеннолетнего нет. Но есть некоторые правила, согласно которым для того, чтобы информация о ребенке была объективной и полной, классный руководитель должен указать следующие позиции:
- Информация о ребенке. Указываются фамилия, имя, дата рождения или возраст несовершеннолетнего, его место жительства.
- Отношение ребенка к учебному процессу. Какой он прилежный, внимательный, управленческий, трудолюбивый.
- Участие в мероприятиях. Выполнял ли студент общественные обязанности и насколько хорошо. Насколько ученик интересуется внеклассной работой, насколько активна его жизненная позиция.
- Поведенческие характеристики несовершеннолетнего. Темперамент ребенка, его готовность общаться с другими школьниками, насколько он агрессивен или миролюбив, степень его самооценки.
- Семейные отношения. Уровень доверия между опекуном и опекуном, поскольку опекун активно участвует в жизни ребенка.
Критерии оценки личности несовершеннолетнего
Чтобы оценка личности ученика была максимально объективной, классный руководитель при разработке характеристик должен руководствоваться определенными критериями степени развития тех или иных качеств личности, а именно:
- Навыки независимого мышления:
- высокая — ребенок отлично разбирается в изученном материале, умеет выделить проблему и готов обсудить материал в любой момент;
- средний — ищет все способы решения поставленных перед ним задач по аналогии с уже имеющимися ситуациями, но без посторонней помощи;
- низкий — неспособен принимать самостоятельные решения, регулярно обращается за помощью к третьим лицам (одноклассникам, учителям и т д).
- Самоконтроль:
- высокая — несовершеннолетний ответственно подходит к обучению и выполнению домашних заданий, без напоминаний и присмотра взрослых, самостоятельно изучает материал, отданный в дом;
- средний — периодически нужно напоминание о подготовке домашнего задания; в целом такие разовые напоминания не влияют на качество обучения;
- низкая — отсутствует самоконтроль, требуются постоянные напоминания и строгий контроль над задачами, иначе качество учебы падает ниже среднего.
- Умение воспринимать материал:
- высокая — ученик отлично воспринимает и усваивает весь учебный материал;
- средний: ребенок хорошо усваивает информацию, но по окончании учебного процесса наступает утомление;
- низкая — быстрая утомляемость, вялость, учебный материал усваивается плохо или совсем не усваивается.
- Скорость выполнения заданий и усвоения учебного материала:
- высокий — быстро усваивает материал, обучение и задания выполняются в высоком темпе;
- средний — ничем не выделяется из класса, скорость освоения программы не выходит за рамки нормативной базы;
- низкая — на усвоение материала и подготовку домашних заданий уходит гораздо больше времени, чем у других детей.
- Возможность выделить в полученном материале главное:
- высокий — ребенок умеет анализировать, делает правильные выводы, умеет быстро выделить главную мысль;
- средний — есть небольшие проблемы с анализом полученного материала, что в целом никак не влияет на процесс обучения;
- низкая — ребенок не может выделить суть полученного материала.
Образцы характеристик в зависимости от возраста ученика
Сначала рассмотрим, какие формулировки следует использовать классному руководителю при разработке характеристики для ученика:
Начальная школа
Учащиеся первого, второго и третьего классов классифицируются как учащиеся начальной школы. При составлении характеристики младшего школьника необходимо учитывать особенности интеллекта и психики детей этого возраста.
В начальной школе дети осваивают только правописание, чтение и математику, а также другие базовые навыки. Учитывая особенности развития детей школьного возраста, в характеристиках следует раскрыть следующие моменты:
- Спектакль ребенка.
- Его приверженность обучению и домашнему заданию.
- Ребенок проявляет характеристики девиантного поведения, например: враждебность к учителю или одноклассникам, нежелание или неспособность подчиняться школьным правилам, склонность к агрессии и т.д.
- Насколько независим ребенок.
- Как легко он может делать домашнее задание.
- выучить новый материал легко.
- Насколько ребенок вовлечен в жизнь класса.
- Среди одноклассников у него есть друзья.
- Внешний вид ученика, в каком состоянии его одежда и обувь.
- У ребенка есть канцелярские товары, их состояние.
- Семейная атмосфера.
- Насколько хорошо альтернативный родитель выполняет обязанности по воспитанию ребенка.
Характеристика выборки для ученика младших классов
Средняя школа
Дети с четвертого по девятый класс включительно учатся в средней школе. Подростки в средней школе, и особенно в старшей школе, нередко теряют интерес к учебе, их успеваемость снижается. Сейчас их главными приоритетами являются социальные отношения между сверстниками.
Исходя из этой характеристики подростковой психологии, характеристики указывают на моменты, немного отличающиеся от перечисленных выше:
- Насколько ученик улучшил свои навыки и знания в начале старшей школы.
- Несовершеннолетний имеет отрицательные оценки, склонен к прогулам. Если да — если несовершеннолетний изъявляет желание исправить ситуацию.
- отношения между подростками и учителями изменились, и если да, то насколько.
- То, какую роль играет несовершеннолетний в коллективе подростков, изменило (и в какой степени) эту роль по сравнению с начальной школой.
- Студент участвует во внеклассных занятиях на уроках.
- У ребенка есть интересы, чем он занимается в свободное время, ходит в секции или клубы и если да, то какие.
- Отношения с родителем-опекуном и окружающей средой изменились, и если да, то в каком направлении.
Характеристики образца для старшеклассника
Старшая школа
Ученики 10 и 11 классов ходят в среднюю школу. Различие в характеристиках старших школьников свидетельствует о предпочтениях подростка в той или иной форме школьных предметов.
Примерная характеристика для старшеклассника
Особенности составления характеристики в зависимости от успеваемости и поведения школьника
В зависимости от поведения и успеваемости ребенка составление характеристик будет иметь некоторые особенности.
Характеристика на успешного ученика
Несовершеннолетний, который является отличником и хорошо выполняет внеклассные занятия, заслуживает особого поощрения. Вот почему сотрудники всех социальных служб принимают меры для выявления этих детей и стремятся помочь успешным ученикам в достижении их стремлений в будущем. Хорошо, если у ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в дальнейшем появится шанс на лучшую жизнь.
В подобной ситуации классный руководитель в характеристике также указывает следующую информацию о своем ученике:
- Насколько силен потенциал ребенка и в какой сфере.
- В событиях какого масштаба участвовал несовершеннолетний и что произошло.
- Отношения с одноклассниками.
- У него есть и если да, то какие именно личностные качества.
- По каким школьным предметам ученица достигли наибольших успехов.
- Характер отношений между ребенком и опекуном и другими членами семьи.
На отстающего ученика
В этом случае ситуация достаточно проблемная, так как задержка с учебой в подавляющем большинстве случаев означает проблемы в окружении ребенка — в семье, в школе и в его ближайшем окружении.
В этом случае классный руководитель или школьный психолог должен проанализировать информацию о ребенке и указать в описании следующие моменты:
- Негативные эпизоды в жизни ребенка, которые могут повлиять на его учебу.
- Причина плохой учебы:
- ребенок находится в педагогической запущенности;
- имеет патологии интеллектуального развития биологического характера.
- Насколько успешен (неуспешен) ребенок по определенным предметам (с указанием оценок).
- Взаимоотношения со сверстниками, какое место занимает ученик в коллективе.
- Почему студент опаздывает на программу обучения:
- он просто не хочет учиться;
- испытывает трудности с восприятием материала или его пониманием;
- он находился на лечении долгое время и пропустил много уроков.
- Насколько теплые и доверительные отношения между ребенком и родителем-опекуном.
- Рекомендации учителя и школьного психолога по устранению проблемы с оценками.
На трудного ребёнка
Так называемые «трудные» дети создают проблемы не только окружающим, но и себе. Сами они не учатся и не мешают учебному процессу на уроках или даже в школе, создают тяжелую нервную атмосферу в коллективе, постоянно прерывают занятия, вызывают конфликты. В результате страдают все.
Чаще всего такое поведение ребенка обусловлено особенностями его психики, к тому же чаще связано с трудными моментами его жизни. Все эти второстепенные характеристики необходимо указывать в характеристиках. Кроме того, классный руководитель должен указать:
- Хочет ли ребенок учиться или его снижают.
- Как часто студент пропускает занятия, возникают сбои в аттестационной работе.
- Мировоззрение несовершеннолетнего и его или ее убеждения.
- Насколько успешно школьник выполняет домашнее задание, если нет, то по какой причине.
- Учителя и школьный психолог пытались как-то исправить ситуацию, и если да, то какими методами.
- Насколько критична ситуация.
- Необходимы действия любых служб или ведомств, в том числе силовых структур.
- Психологический климат в семье. С какими проблемами сталкиваются приемные родители и как они их решают.
Характеристика ребенка, находящегося на попечении классного руководителя или школьного психолога, должна быть максимально объективной. Если учитель или психолог включил в документ информацию, которая не соответствует действительности, эта функция не только не поможет, но и может навредить вашему отделу.
В этом случае приемным родителям рекомендуется обратиться за помощью к опытному юристу. Специалист подскажет, как действовать дальше, при необходимости поможет оспорить несоответствующую характеристику. Вы также можете обратиться за помощью к специалистам на нашем сайте.