Первым документом, предъявляемым нотариусу, будет заявление о принятии наследства. Его собственноручно написал наследник в нотариальной конторе, где происходит наследственное дело. С подачи заявления начинается процесс оформления наследства. Следующим шагом в этом процессе будет сбор документации.
Какие документы необходимо предоставить нотариусу для оформления наследства на квартиру — читайте в этой статье.
Что включает пакет документов для наследства на квартиру?
Пакет документации, предоставляемой нотариусу для оформления наследства, будет состоять из двух частей: стандартной и специальной.
Стандартные документы для оформления наследства
Стандартные документы необходимы для оформления наследства при любых обстоятельствах. Это документы, которые…
удостоверяют личность наследника:
подтверждают смерть наследодателя:
определить место открытия наследства и вести дело о наследстве:
подтвердить наличие семейных отношений, дающих членам семьи умершего право наследования по закону или получение обязательной доли в наследстве:
будет, если оставлено наследодателем;
доверенность, если интересы наследника будет представлять доверенное лицо.
Специальные документы (документы на квартиру)
Полнота специальных документов зависит от состава наследуемого имущества. Поскольку данная статья посвящена теме оформления наследства на квартиру, мы более подробно рассмотрим, какие правоустанавливающие, технические, кадастровые и оценочные документы на квартиру нужно будет предоставить нотариусу.
Итак, список документации выглядит так:
Правоустанавливающие документы на квартиру:
Документ, подтверждающий регистрацию собственности
Примечание! Каким будет этот документ, зависит от того, когда право собственности на квартиру было зарегистрировано наследодателем. Дело в том, что до 1998 года государственная регистрация проводилась в БТИ (в Бюро технической инвентаризации) и в ДЖП ЖФ (Департамент жилищной политики и жилищного фонда). С 1998 года и по настоящее время государственная регистрация прав собственности осуществляется в органах Федеральной регистрационной службы (Росреестра).
Поэтому необходимо предоставить один из следующих документов:
Выписку из ЕГРН с кадастровыми данными (паспорт), содержащую кадастровую стоимость квартиры на дату смерти собственника, выдает Федеральная кадастровая палата Росреестра.
Пояснительная справка с техническими характеристиками и оценкой инвентарной стоимости квартиры на дату смерти собственника, выданная БТИ;
Расширенная выписка из Единого государственного реестра недвижимого имущества (Единого государственного реестра недвижимого имущества), выданная Управлением Росреестра.
Примечание! Этот документ, подтверждающий права собственника, отсутствие запретов и арестов, до сих пор находится в списках документации для оформления наследства на квартиру. Однако с 12 октября 2015 года нотариусы больше не имеют права запрашивать данные у наследников из ЕГРПО. Согласно нововведениям законодательства (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 259-ФЗ; письмо ФГБУ ФКП Росреестра от 13 августа 2015 г. № 05-1549-ВГ) нотариус может запросить и получить эти данные в электронная форма через Интернет или другие технические средства связи.
Выписка из лицевого счета, подтверждающая отсутствие задолженности за коммунальные услуги.
Предлагаемый перечень является общим, универсальным и может быть дополнен другими документами в зависимости от обстоятельств.