Приватизация квартиры — сложный и длительный процесс, но для многих это остается единственным способом получить свою собственность. Процедуру можно несколько упростить и облегчить, обратившись в МФЦ (Многофункциональный центр).
Можно ли через МФЦ приватизировать квартиру?
Многофункциональный центр — это универсальная структура, основная задача которой — обеспечение взаимодействия населения с государством. Именно здесь можно решить большинство проблем, в том числе связанных с приватизацией. Такое же право регулируется законом «О приватизации» n. 1541-1.
Кто может участвовать в приватизации
В приватизации могут участвовать все лица, имеющие право жить в одной и той же недвижимости, которая должна быть зарегистрирована как частная. При этом следует учитывать, что это право сохраняется и за гражданами, которые на данный момент фактически не проживают в жилье: находятся в командировке, работают вахтовым методом, служат в армии или отбывают наказание в виде лишения свободы. Каждый имеет право на приватизацию и обязан дать на это согласие. Если они откажутся от приватизации по той или иной причине, потребуется соответствующий отказ, который должен быть нотариально засвидетельствован.
Люди, не имеющие права проживать в этом объекте, а также все граждане, которые уже прошли приватизацию, не могут участвовать в приватизации (эта процедура доступна каждому человеку только один раз в жизни).
Несовершеннолетние — исключение из предыдущего правила. Они могут участвовать в приватизации дважды: до совершеннолетия и после него.
Как оформить приватизацию через МФЦ?
Чтобы приватизировать квартиру через МФЦ, вам необходимо:
- Соберите согласие на приватизацию от всех арендаторов (или откажитесь, заверив их).
- Соберите необходимый пакет документов (см. Ниже).
- Посетите любой филиал МФЦ.
- Назначьте встречу и дождитесь своего часа (обычно это происходит в течение нескольких минут).
- Напишите заявку на приватизацию и предоставьте полный список ранее собранных документов.
- Ждите решения.
- Решением запросить свидетельство о праве собственности на жилое помещение в Росреестре.
Документы
Для того, чтобы заявку на приватизацию приняли, необходимо приложить довольно внушительный перечень документов. Именно с ним чаще всего возникают проблемы. Мало того, что собрать все необходимые документы довольно сложно, но некоторые из них еще и имеют ограниченный срок действия.
Несовершеннолетние
Если в помещении проживают несовершеннолетние (и имеют на это право), приватизация несколько усложняется. Во-первых, также потребуется разрешение органов опеки и попечительства. Во-вторых, потребуется согласие ребенка (при условии, что ему уже исполнилось 14 лет) или свидетельство о рождении.
Стоимость
Формально приватизация считается бесплатной. Но речь идет только о том, что необязательно покупать квартиру у государства. Однако при оформлении документов придется заплатить около 2-4 тысяч рублей за различные справки, выписки и госпошлины. Кроме того, нотариальное заверение отказа от приватизации и доверенность на совершение действий от имени оставшихся арендаторов оплачиваются отдельно, если работа с МФЦ осуществляется через представителя.
Сроки
По закону (ст. 8 1541-1) с момента подачи заявления (а значит, и всех документов) до даты принятия решения может пройти не более 2 месяцев. В двух словах, решение можно получить не позднее, чем через 2 месяца с момента подачи заявки. Однако этого еще предстоит сделать, потому что здесь сложнее всего не написать заявление, а собрать необходимые документы. В зависимости от того, насколько активно арендаторы будут справляться с этой проблемой, на сбор документов уйдет еще 1-3 месяца. В среднем приватизация занимает около 3-4 месяцев с учетом 2 месяцев рассмотрения и одного месяца регистрации собственности.
Возможен ли отказ
Формально приватизация доступна всем гражданам, но на самом деле часто следует отказ. На это есть несколько причин:
Если отказ следует по какой-либо другой причине, мы рекомендуем вам запросить отказ в письменной форме с указанием этой причины. С этим документом (если отказ особо ничем не мотивирован) можно обратиться в суд.
Дистанционная запись
Чтобы облегчить и ускорить процедуру, есть возможность подавать заявки и документы удаленно через сайт Госуслуг. Для этого необходимо сначала зарегистрироваться на нем, ввести все данные, сделать отсканированные копии документов и только потом заполнить заявку и приложить документы в электронном виде. Следует помнить, что даже в такой ситуации вам все равно придется посетить филиал МФЦ, чтобы принять решение. Рекомендуется взять с собой все бумажные документы. Часто они требуются дополнительно.
Приватизация квартиры через МФЦ, особенно с удаленной регистрацией, значительно ускоряет процедуру, но не исключает самой большой проблемы — сбора документов. На бесплатной консультации опытные юристы ответят на основные вопросы, однако, чтобы максимально ускорить процесс, рекомендуется работать через специализированного представителя с доверенностью. Это поможет решить проблему в рекордно короткие сроки с минимальными усилиями.