Приватизация служебного жилья

В нормальной ситуации приватизация касается только муниципального жилья, предоставляемого гражданам на условиях социальной аренды. Основными особенностями этого соглашения являются его неограниченный срок, а также отсутствие четко определенной цели. В связи с наличием права проживания на такое недвижимое имущество граждане на основании ст. 1541-1, они могут зарегистрировать свое жилище в собственности. То есть приватизировать. Но распространяются ли эти правила на служебное размещение?

Можно ли служебную квартиру приватизировать?

Служебную квартиру можно приватизировать только теоретически. На практике такие ситуации встречаются крайне редко. Основная проблема — это необходимость согласия собственника помещения. И государство не может его обязать ни при каких обстоятельствах. Есть спорный вариант — передать служебное жилье в муниципальную часть и только потом заниматься приватизацией, но для этого требуется разрешение собственника. Логично, что последние крайне неохотно идут на такие меры, поскольку, по сути, подразумевают бесплатную передачу недвижимости в собственность муниципалитета.

Основания

Основная причина приватизации служебной квартиры — согласие собственника. Все остальные факторы часто не играют особой роли и остаются на совести владельца помещения. По усредненным данным, потенциальные собственники квартир должны соответствовать следующим требованиям:

  • Они должны заключить договор аренды помещения с компанией-владельцем.
  • Арендатор или арендатор, заключивший трудовой договор, должен проработать в этой компании не менее 10 лет. И столько же должно проживать в квартире. При этом следует учитывать, что это правило нигде не закреплено и формально не является обязательным для исполнения. Однако для компании, которая все же пойдет на приватизацию, важно, чтобы сотрудник, зарегистрировавший право собственности на собственность, продолжал успешно работать.
  • Бесплатная приватизация возможна только один раз в жизни, поэтому важно, чтобы сотрудник компании не участвовал первым. С другой стороны, поскольку помещения принадлежат непосредственно предприятию, их можно просто передать в дар арендатору, для чего не будет использовано право приватизации.
  • Закон

    Порядок приватизации служебного жилья регулируется следующими законодательными актами:

  • Закон № 1541-1. В частности, статья 4.
  • ЖК РФ. В частности, статьи 7 и 10.
  • Определение ВС РФ за номером 35-В-06-12.
  • В основном все, что было сказано о приватизации служебного жилья, негативно. Предполагается, что получить право собственности практически невозможно.

    Кто имеет право

    Согласно статье 4 закона «О приватизации», только лица, проживающие в помещениях, принадлежащих жилому фонду совхозов или аналогичных сельскохозяйственных предприятий, если они находятся в сельской местности, имеют право приватизировать служебное жилье. Сюда также входят квартиры аналогичного назначения, которые принадлежат стационарным организациям, занимающимся социальной защитой населения. В любом случае, именно арендодатели решают, смогут ли арендаторы реализовать свои права на приватизацию.

    Договор найма служебного помещения

    Договор аренды служебного жилья заключается между работником и работодателем, будь то компания или государственное учреждение. Основные положения на основе ТК РФ:

  • Договор заключается на добровольных началах. Работодатель не может обязать работника уволить его. Верно и обратное, работник не имеет права подавать заявление о предоставлении отдельного жилья, если договоренность об этом не была достигнута ранее и не зафиксирована в других документах.
  • Пример: сотрудник устраивается на работу в компанию. На момент его поступления был заключен трудовой договор, в одном из пунктов которого указано, что человеку в обязательном порядке предоставляется служебное жилье. В такой ситуации работник имеет полное право запросить указанное помещение. Если такой статьи нет, требования будут необоснованными.

  • Арендатор офисного помещения не имеет права сдавать его в аренду третьим лицам или обменивать. При этом следует учитывать, что обычно в договоре прописываются все потенциальные арендаторы, начиная непосредственно с сотрудника и заканчивая членами его семьи.
  • Договор заключается исключительно в письменной форме и заверяется подписями сторон. Нотариальное заверение не требуется.
  • В случае увольнения договор расторгается.
  • Работодатель не обязан регистрировать жильцов офиса.
  • Приватизация служебного помещения

    Как приватизировать служебную квартиру

    Приватизировать офисную квартиру можно двумя способами:

    1. Получите разрешение собственника на эту процедуру при условии, что помещения относятся к числу подлежащих приватизации (главное требование — они должны находиться в сельской местности).
    2. Преобразование служебной квартиры в коммунальную и приватизация в целом. Это тоже возможно только с разрешения владельца. Данную систему можно использовать, если помещения находятся не в сельской местности.

    Независимо от выбранного / доступного варианта, общая процедура приватизации, за исключением обязательного требования авторизации собственника, полностью соответствует обычной.

    Работодатель может просто подарить квартиру за хороший сервис / трудовой стаж, но это очень редкий случай. В этом случае приватизация не требуется, достаточно лишь зарегистрировать право собственности.

    Порядок действий

    1. Получите разрешение от домовладельца.
    2. Соберите согласие на приватизацию от всех арендаторов.
    3. Подготовьте необходимые документы (см. Ниже).
    4. Отправьте вопрос в МФЦ.
    5. Подпишите договор приватизации.
    6. Свяжитесь с Росреестром для заключения договора и зарегистрируйте недвижимость.

    Процедура

    Рассмотрим процедуру подробнее. Первым делом нужно получить разрешение от работодателя. Обычно, если арендодатель в принципе соглашается оформить такой документ, он также предъявляет встречные иски.

    Пример: Работодатель готов не только предоставить жилье человеку и его семье, но и оформить его в собственность. Однако трудовой договор будет содержать обязательство проработать на предприятии не менее 15 лет с момента регистрации собственности. В противном случае придется заплатить штраф.

    Действительно, такие ситуации очень редки. Чаще всего они связаны с желанием привязать особо ценного сотрудника к компании или действительно относятся к сельской местности, где наблюдается постоянная нехватка кадров. Однако, если разрешение на приватизацию получено, согласие на эту процедуру необходимо получить от всех жителей помещения. В подавляющем большинстве случаев все они принадлежат к одной семье, и проблем нет. Если один из арендаторов ранее участвовал в приватизации, он может согласиться, но после него напишет отказ от личного участия в приватизации.

    В такой ситуации получается, что человека не волнует, что помещение, в котором он живет, будет приватизировано, но при этом он лично отказывается участвовать в процедуре, тем самым теряя право на свою долю.

    Кроме того, после получения согласия необходимо собрать все необходимые документы. Здесь процедура немного отличается от стандартной в пользу упрощения. Суть в том, что у компании-собственника обычно уже есть вся необходимая документация, так как когда-то ему приходилось каким-то образом получить право собственности на эту самую квартиру. Благодаря этому отпадает необходимость отдельно заказывать справки, выписки, регистрационные свидетельства и так далее. Все это отпускает работодатель, что значительно упрощает и ускоряет процедуру.

    Следующим шагом будет подача документов в МФЦ. Именно через многофункциональные центры проще всего организовать приватизацию. Для этого необходимо предоставить согласие всех жильцов, разрешение собственника и определенный перечень документов (см. Ниже). Вам также нужно будет на месте написать соответствующее заявление.

    Приватизация служебного помещения

    После подачи заявка будет рассматриваться не более пары месяцев (но не дольше). В случае одобрения необходимо будет подписать приватизационное соглашение. Последний шаг — регистрация собственности в Росреестре. Для этого вам понадобится такой же пакет документов, разрешение собственника и договор приватизации.

    Необходимые документы

    Чтобы ваша заявка на приватизацию не была отклонена, вам необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • Паспорта всех жителей.
  • Доверенность на представителя (при необходимости).
  • Свидетельство о рождении несовершеннолетних (если они проживают в помещении и еще не имеют паспорта).
  • Разрешение органов опеки и попечительства на приватизацию (при условии проживания в служебной квартире лиц, не достигших совершеннолетия).
  • Согласие всех жителей, в том числе детей от 14 лет и старше.
  • Разрешение на приватизацию от собственника квартиры.
  • Технический паспорт БТИ.
  • Справка о том, что люди ранее в приватизации не участвовали.
  • Отказ от участия в приватизации (по запросу).
  • Выписка со счета об отсутствии долгов по квартире.
  • Поскольку приватизация офисов еще не является стандартной и широко распространенной процедурой, в некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы. Желательно уточнить этот момент заранее, перед подачей заявки.

    Сроки

    Рассмотрение заявки на приватизацию не может занять более 2 месяцев. На регистрацию собственности уходит около 1 месяца или меньше. Поскольку все необходимые документы обычно находятся на руках собственника, вся процедура лишь в редких случаях занимает более 3 месяцев. Часто это можно сделать за 1-2 месяца.

    Стоимость

    Если не учитывать возможные требования работодателя, единственным видом приватизационных расходов будет уплата государственной пошлины за регистрацию прав собственности. Это всего 200 руб. Также вам могут потребоваться услуги нотариуса для оформления и заверения доверенности и / или отказа в приватизации (от 200 до 2000 рублей в зависимости от региона проживания). Поскольку документы находятся на руках у собственника, нет необходимости заказывать их отдельно и тратить на это деньги.

    Возможные причины отказа

    Основная причина отказа в приватизации ведомственного жилья — отсутствие разрешения работодателя. Если он все еще есть, его все равно можно отклонить из-за ошибок в документах или отсутствия набора необходимых документов. И последнее: они отвергают тех, кто ранее участвовал в бесплатной приватизации.

    Причины обращения в суд

    Если работодатель отказывает в разрешении на приватизацию, теоретически можно подать заявление в суд с просьбой о разрешении или изменении статуса квартиры с служебной на муниципальную. Практически всегда такие декларации ничего не дают, поскольку разрешение на приватизацию обязательно должно быть добровольным. Юридически невозможно заставить кого-то передать свою собственность другим. Единственным исключением являются ситуации, когда право на приватизацию было заранее согласовано между работником и руководством компании и зафиксировано в трудовом договоре.

    Судебная практика

    Пример № 1: мужчина проработал в бизнесе более 17 лет. В результате несчастного случая, произошедшего не по его вине, он стал инвалидом 2-й группы. Другого жилья у него нет, нет даже возможности его купить и работать с инвалидом очень сложно. Мужчина обратился к руководству компании с просьбой передать жилье в фонд муниципалитета с целью последующей приватизации, но получил отказ. Затем он обратился в суд и указал на ситуацию. Учитывая стаж работы, инвалидность и отсутствие задолженности за квартиру, суд постановил дать разрешение на приватизацию.

    Пример № 2: мужчина проработал в милиции 8 лет, все это время проживал в служебной квартире. Впоследствии он обратился к руководству с просьбой разрешить приватизацию. Последовал отказ. После этого он обратился в суд с жалобой. Также был отказ, так как стаж работы всего 8 лет и согласия руководства нет.

    Особо следует учитывать, что редкие решения в пользу истцов лишь подтверждают общее правило: нет смысла спрашивать у собственника разрешения на приватизацию квартиры без веских документальных подтверждений.

    Приватизация корпоративного жилья может быть довольно сложной процедурой, даже с учетом того, что сбор документов обычно не требуется. Опытные юристы разъяснят основные моменты в ходе бесплатной консультации, а затем смогут выступить в качестве представителей как в процессе приватизации, так и в суде.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая помощь онлайн - частые проблемы и их решения
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: